Влияние и адаптации работ Толкина (часть 1) - 29 Марта 2010 - Властелин колец
Вторник, 06.12.2016, 15:07Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Основное [7]
Основная информация по творчеству Толкина.
Трилогия [3]
Информация о книгах "Властелин Колец".
Герои [23]
Информация о героях трилогии "Властелин Колец"
Прочее [10]
Другая информация о встреченном в книге.
Фильмы [4]
Экранизация трилогии
Игры [4]
Компьютерные игры
Книги по мотивам Толкина [4]
Вольное продолжение книг Дж. Р. Р. Толкина.
Средиземье [1]
События, факты и прочая важная информация о мире, созданным Толкином.

Друзья сайта

Чтобы стать другом сайта, необходимо оставить заявку в гостевой книге.

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Март » 29 » Влияние и адаптации работ Толкина (часть 1)
00:00
Влияние и адаптации работ Толкина (часть 1)
Произведения Джона Р. Р. Толкина имели значительное влияние на массовую культуру XX века. Они были неоднократно адаптированы для кино, мультипликации, аудиопьес, театральной сцены, компьютерных игр. По ним созданы концептуальные альбомы, иллюстрации, комиксы. В литературе было создано большое количество подражаний книгам Толкина, их продолжений или антитез.

Сам Джон относился к этому в целом положительно. В одном из писем издателю Милтону Уолдмену Толкин отмечал:
Я хочу закончить некоторые из этих прекрасных сказок, а остальные оставить просто в виде схем и набросков. Циклы нужно объединить в одно величественное целое, и оставить работу для чужих умов и рук, творящих картины, музыку, пьесы.

Экранизации

Вопрос о возможной экранизации произведений Толкина поднимался с конца 50-х годов. Сам писатель большого интереса к возможной экранизации не проявлял, но и не возражал. Первым проектом был сценарий Мортона Циммермана в 1957 году, который Джон отверг, так как, по его мнению, в нем было слишком много мистики. В частности, Гэндальф был представлен могущественным волшебником, который владеет гипнозом и телекинезом. Некоторые из проектов были откровенно экзотическими. Например, члены рок-группы The Beatles, которым понравился «Властелин Колец», хотели сделать музыкальный фильм по книге и сняться в нём сами. Пол МакКартни должен был сыграть роль Фродо, Ринго Старр — Сэма, Джордж Харрисон — Гэндальфа, а Джон Леннон — Голлума. Толкин был в шоке от такой идеи.

В 1968 году Джон продал права на экранизацию «Хоббита» и «Властелина Колец» кинокомпании United Artists за 104 тысячи фунтов стерлингов. Студия должна была произвести два фильма. Режиссёр Джон Бурман и продюсер Саул Зейнц написали сценарий для игрового фильма по «Властелину», который имел ряд отступлений от оригинала (так, женой Арагорна должна была стать Эовин, а не Арвен). Бурман и Зейнц консультировались с Толкином в процессе создания, но писатель умер в 1973 году, прежде чем сценарий был окончен. После смерти автора и смены руководства United Artists, которую в этот период купил концерн Metro-Goldwyn-Mayer, боссы студии потеряли интерес к «Властелину Колец» и «Хоббиту». Бурман использовал свои наработки для создания фэнтези-фильма «Экскалибур» по мотивам эпоса о короле Артуре Пендрагоне (легенды о котором отразились и во «Властелине Колец»).

Анимационные фильмы

В 1976 году срок действия лицензии, приобретенной United Artists, истёк, а фильм так и не был снят. Саул Зейнц, давно интересовавшийся творчеством Толкина и знакомый с самим Джоном, приобрёл права на экранизацию. Более того: он выкупил у сыновей Толкина все права на персонажей, названия и последующие издания книг, заплатив за это 15 миллионов долларов. На настоящий момент компания Заенца Tolkien Enterprises стоит за всеми экранизациями «Хоббита» и «Властелина Колец».

Убедившись в неудаче попыток снять игровой фильм, Саул обратился к анимации. В 1977 режиссёры-мультипликаторы Артур Рэнкин и Жюль Бэсс сняли по его заказу анимированный фильм-сказку «Хоббит». Мультфильм был ориентирован на детскую аудиторию, достаточно близко следовал тексту книги, и имел некоторый успех. Например, в 1978 году он номинировался на премию Хьюго за лучшую постановку. В кинопрокат «Хоббит» не поступал, а был снят специально для телевидения.

Для «Властелина Колец» требовался более взрослый фильм. Заенц заключил контракт с известным режиссёром-мультипликатором Ральфом Бакши. Бакши был новатором в анимации, снимавшим нестандартные и часто противоречивые фильмы, становившиеся чаще «культовым андеграундом», чем блокбастерами. Его визитной карточкой было использование ротоскопирования: технологии, при которой персонажи рисуются поверх отснятых заранее на плёнку живых актёров. Это позволяет добиться максимальной реалистичности фигур и движений. Бакши планировал разбить сценарий на две части и снять два фильма. В первый должны были войти события «Братства Кольца» и первой половины «Двух Башен» — до битвы в Хельмовом ущелье. Сценарий Бакши был достаточно близок к книге, но также имел отличия: в нем отсутствовал Том Бомбадил, Глорфиндель был заменен Леголасом, итп. United Artists также принимали участие в этом проекте.

Фильм Бакши оказался фантастически дорогим по тем временам: на него ушло 8 миллионов долларов США. Производство затянулось, бюджет намного превысил смету, и продюсеры вынудили режиссёра выпустить фильм в 1978 году в том виде, в каком он был готов. Работа над экранизацией в этот момент была завершена не полностью, и в позднейших интервью Бакши обвинял студию в спешке и неграмотном подходе к съёмкам и продвижению фильма.

При качественной анимации главных героев и тщательной прорисовке задних планов, «Властелин Колец» 1978 года имел множество недоделок, в том числе и в видеоряде. Многие сцены, в особенности сцены сражений и планов с большим количеством людей, представляли собой наспех раскрашенные съёмки живой массовки. Кроме того, по меркам мультипликации 70-х, рассчитанной на детскую аудиторию, фильм Бакши был мрачным, кровавым и сложным для восприятия основной аудиторией: детьми. Свою роль сыграла и непривычная для кино того времени разбивка на два фильма, в результате чего концовка не была показана.

«Властелин Колец» собрал неудовлетворительную сумму в прокате, хотя бюджет фильма и окупился. Но из-за низких сборов и высоких творческих амбиций Бакши руководители студии остались недовольны и не выделили денег на съёмки второго фильма. Некоторые идеи для продолжения вошли впоследствии в следующий фильм Ральфа, «Огонь и лёд».

В поисках возможности «завершить» серию фильмов, Саул Заенц снова обратился к Рэнкину и Бэссу, менее склонным к дорогостоящим экспериментам. Пара режиссёров сняла музыкальный мультфильм «Возвращение Короля», представляющий собой вольную экранизацию третьего тома «Властелина Колец». Этот фильм содержал наибольшее число отступлений от оригинала из всех официальных экранизаций. Содержание первых двух книг было рассказано в кратком вступительном ролике, а действие начиналось с того момента, как раненный Фродо оказывался в руках орков. Главным героем мультфильма выступил Сэм, принявший на себя основную часть действия. Фильм примечателен ярким саундтреком и большим количеством песен, которые поют персонажи или закадровый голос. Стилистика анимации «Возврашения» в точности совпадала с снятым ими же ранее «Хоббитом». Фильм был снова рассчитан на телевидение и не имел успеха, во многом из-за необычного сценария.

Телеспектакли

В СССР в 1984 году был снят фильм-спектакль «Приключения хоббита» (полное название «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита, через Дикий край, Чёрный лес, за Туманные горы туда и обратно») по мотивам повести «Хоббит, или Туда и обратно». Роль Бильбо Бэггинса в нём сыграл Михаил Данилов, Гэндальфа — Иван Краско, а текст от автора читал Зиновий Гердт.

«Нелегальные» фильмы

Помимо телеспектакля, в СССР в перестроечные и пост-перестроечные годы энтузиастами предпринимались неоднократные попытки экранизации Толкина. При этом производители этих фильмов были никак не связаны с правообладателями и не приобретали прав на съёмки. Часто их произведения не имели коммерческого успеха и не были рассчитаны на него.

В 1991 в СССР компанией «Аргус» были начаты съёмки мультфильма «Сокровища под Горой» по «Хоббиту», с Николаем Караченцовым в роли Гэндальфа. От фильма сохранилось только вступление, съёмки не были закончены.

В 1998 году на Украине был снят телесериал «Кольца Всевластия», по очень отдаленным мотивам «Властелина Колец». От оригинала в сериале остались только некоторые сюжетные линии и отдельные имена. В роли Басаргуна (аналог Голлума в сценарии) снялся известный актёр Рафаэль Котанджян.

C 2003 года в России студия ТТТ приступила к съёмкам мультфильмов по произведениям Дж. Р. Р. Толкина. Были созданы мультфильмы «Мистер Блисс» (42 мин.) 2004 год, «Кот» (3 мин.) 2005 год, «Олифаунт» (2 мин. 47 сек.) 2006 год, «Фаститокалон» (4 мин.) 2006 год, «Фириэль» (7 мин.) 2007 год.

В 2007 году был снят пилот (1 мин.) к масштабному проекту «Письма Рождественского Деда», который должен был, как и «Мистер Блисс» создаваться по оригинальным рисункам Толкина, однако пока этот проект заморожен по финансовым причинам. «Мистер Блисс» был показан с успехом в 2004—2005 годах на фестивалях «Звёздный мост» в Харькове, Украина, БТС-4 в Санкт-Петербурге, был проведён показ мультфильма для участников Оксфордского Толкиновского общества Кроме того, при показе на фестивале RingСon в Германии (вне конкурса), мультфильм заслужил похвальные отзывы от Alan Lee, известного иллюстратора Толкина и одного из художников Джексоновской трилогии. Мультфильм «Олифаунт» на RingCon-2006 занял 2-е место и удостоился похвал Ted Nasmith.

Кинотрилогия Питера Джексона

Проект экранизации Толкина был заморожен на десятилетия, а некоторые начали поговаривать, будто его невозможно экранизировать в принципе.

В 1997 году Заенц снова активизировал поиски студии, которая бы воплотила его мечту. Сперва он заключил договор с компанией Miramax, известной компьютерной анимацией, планируя сделать мультипликационный фильм по «Властелину Колец». Но в итоге права были переданы компании New Line Cinema.

В режиссёрское кресло сел Питер Джексон, ранее известный больше по фильмам ужасов. Студия запланировала снять три полнометражных фильма с живыми актёрами. Сценарий, написанный Фрэнсис Уолш при участии самого Джексона, сильно напоминал сценарий Бакши: в нем отсутствовал Том Бомбадил, Глорфиндел был заменён на Арвен, добавлены некоторые сцены, которых не было в книге. Кроме того, появились сцена с лже-гибелью Арагорна, по-другому рассказана история встречи хоббитов и энтов, отсутствуют сцены из главы «Неурядицы в Шире». Характер Фродо сделан более пассивным и мирным. В основном же сценарий Уолш следует сюжету книги.

Съёмки проводились в Новой Зеландии, где натуру сочли похожей на Средиземье, место действия книг. На роль Фродо был приглашён Элайджа Вуд. Гэндальфа сыграл Ян МакКелен, Арагорна — Вигго Мортенсен, Сарумана — Кристофер Ли. Саундтрек был создан обладателем «Оскара» Говардом Шором, а заглавная песня записана ирландской певицей Эньей. Фильм использовал большое количество дорогостоящей компьютерной графики. Были сняты три фильма: «Братство Кольца» (2001), «Две крепости» (2002) и «Возвращение Короля» (2003).

Категория: Основное | Просмотров: 470 | Добавил: ShadowOfPain | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2016 | Бесплатный хостинг uCoz